Уточненная декларация: подавать или нет
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:
У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.
На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).
Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).
Не можем не отметить, что риски минимальны, поскольку многочисленные письма Минфина все же в пользу налогоплательщиков. Поэтому можно отражать корректировки в периоде обнаружения ошибок, приведших к переплате налога, даже если период возникновения ошибки известен. Главное, чтобы в текущем отчетном (налоговом) периоде была получена прибыль (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177).
Но и здесь есть одно «но». Не по всем налогам получится учесть в текущем периоде корректировки, вызванные ошибками прошлых периодов. На сегодняшний день только декларация по налогу на прибыль содержит строку, предназначенную специально для отражения подобных корректировок (строка 400 приложения 2 к листу 02).
Если же из-за допущенной ошибки фирма переплатила, например, НДС, то провести корректировку в периоде обнаружения ошибки не получится. Нормы главы об НДС и порядок заполнения книг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, никак не регламентируют возможность уменьшения налоговой базы текущего налогового периода на сумму налога, излишне исчисленного в предыдущих периодах. То есть в отношении НДС механизм реализации исправлений ошибки в текущем периоде, предусмотренный ст. 54 НК РФ, на сегодняшний момент отсутствует (как, впрочем и по ряду других налогов). На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).
Перед подачей уточненной декларации сначала доплатите в бюджет
Чаще всего ошибки, которые обнаруживают бухгалтеры, приводят к неуплате налога. И вот здесь крайне важно сначала рассчитать сумму пени на возникшую недоплату, затем полученную сумму вместе с недоплатой уплатить в бюджет, а потому уже подавать уточненную декларацию.
Такие действия помогут компании избежать начисления санкций за неуплату по статье 122 НК РФ (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Однако если на момент подачи «уточненки» у организации имеется переплата по данному налогу и эта переплата превышает заниженную из-за ошибки сумму налога, то производить доплату не нужно (письмо Минфина России от 23.05.2017 № 03-02-07/1/31591).
Если переплаты нет и недостающие суммы в бюджет не доплатили до подачи уточненной декларации, то штрафа избежать не получится. Но можно попытаться снизить его размер, указав на то, что самостоятельное выявление и исправление ошибки может считаться смягчающим обстоятельством (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).
Нужны ли промежуточные «уточненки»
Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?
Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).
Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.
Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».
Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.
Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).
Сопроводительное письмо к «уточненке»
Нужно ли к уточненной декларации прикладывать сопроводительное письмо, в котором описываются причины корректировок? Такого требования нет ни в НК РФ, ни в других законодательных актах. Но на практике налоговые инспекции часто требуют такие письма. Будут ли последствия, если этого не сделать?
Последствий не будет, поскольку, как мы уже отметили ранее, в законодательстве нет требования о направлении сопроводительного письма. Но для упрощения проведения камеральной проверки сопроводительное письмо лишним не будет. Возможно, письмо с объяснениями еще и сократит вам общение с налоговиками.
Образец выдержки из сопроводительного письма:
«В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ ООО «Радуга» представляет уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2018 года.
В изначально поданной декларации сумма НДС к уплате была занижена на 1800 руб. по причине невключения в налоговую базу стоимости товаров, переданных безвозмездно по товарной накладной № 456 от 21 ноября 2018 г. Неучтенный счет-фактура на данную операции отражен в дополнительном листе к книге продаж за IV квартал 2018 года.
Задолженность по НДС и пени перечислены в бюджет 3 апреля 2019 года (копии платежных поручений прилагаются)».
Добавить комментарий